Концепция «Человек-Оркестр» ©

«Человек-Оркестр» – это концепция, возникшая в творчестве российского художника Александра Токарева ровно 30 лет назад. Как многие яркие и неожиданные идеи, она немного опередила своё время, а потому во всей своей полноте и сложности она начинает раскрываться для общества лишь в наши дни. В центре этой концепции стоит неповторимая, уникальная и универсальная ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, утверждение права и красоты самой разнообразной музыки, звучащей в каждом из нас. Это оркестр внутри человека и в то же время — человек внутри оркестра: не одинокий творец, а содружество индивидуальностей.

Арт-парад «Человек-Оркестр» ©

Большой Арт-Парад «Человек-Оркестр» – это праздник Искусств. Это больше чем фестиваль: взаимодействие, взаимопроникновение разных видов искусства, его визуальных и аудиальных форм, объединение привычных форматов культурных cобытий с необычными и инновационными, смешение стилей и жанров. Благодаря Арт-Параду, концепция «Человек-Оркестр» становится современным культурным брендом и символом – «неглобализированного», аутентичного, индивидуального и  чистого искусства.

Как появился “Человек-Оркестр”?

Многие художники стремились переложить музыку на язык живописи: изображали исполнителей с инструментами, пытались вызвать ее звучание абстрактными формами, передавали звуки непосредственно цветом и ритмом. Художник Александр Токарев синтезировал все известные подходы.

Наверно, идея нашла своего автора, очевидно, она носилась в воздухе или прилетела из космоса. Хотя на событийном уровне всё выглядело немного иначе. Однажды художник Токарев собрался на день рождения к подруге-искусствоведу. Что же подарить женщине с хорошим вкусом? Денег у художника не было. Но можно было что-то нарисовать. Букетик – только не цветы (это было бы банально), а человечки с музыкальными инструментами. Так возникла первая работа из этой серии. В 2017 году «Человеку-Оркестру» исполнилось 30 лет.

Сначала это были небольшие поэтические композиции из лиц-масок, рук, ног, музыкальных инструментов, женских фигур, птиц – они действительно напоминали цветочные букеты. Одинокие фигуры первых «Человечков-Оркестров» подобно древесному стволу завершались «кроной» голов и рук с музыкальными инструментами и полночной луной. Музыка подсказывала бесконечные сюжеты-провокации. Постепенно приходили все новые символы и мотивы – вазы, пюпитры, животные, ночные пляжи, туманные города, небесные светила, театральные маски, музы…

Глобальная метафора

С годами тема развивалась, превращалась в глобальную метафору разнообразной музыки, которая звучит внутри каждого из нас, гимн творчеству и сложной человеческой природе. Сегодня серия «Человек-Оркестр» насчитывает около 500 произведений, от небольших камерных холстов, сериографий и интерьерной скульптуры до космогонического полотна «Большой оркестр», размером два на четыре метра.

Выставки и альбомы

Персональные выставки Александра Токарева под названием «Человек-Оркестр» прошли в двух крупнейших национальных музеях страны – Государственной Третьяковской галерее и Русском музее (2007-2008). Вышли художественные альбомы на русском и английском языках с одноименным названием. Некоторые работы из этой серии были представлены на выставке «Москва и москвичи в искусстве XX-XXI веков», которая состоялась в Музее Москвы в апреле-мае 2016 года.